Main Menu

Как убивали детдомовца Игоря Якунина

Его душа ещё не улетела в самую высь. Душа убиенного Игоря ещё где-то рядом. И наблюдает, что происходит вокруг трагедии, случившейся с ним. Она жаждет справедливости, правдивых оценок, наказания виновных и покаяния всех причастных. Иначе душа Игоря никогда не успокоится. И его образ будет приходить в ночных снах ко всем, кто его убил и не защитил. Упокой, Господи, раба твоего!

Американский рай
Он несколько раз побывал в Эдеме, символизирующем собой Соединённые Штаты. Эта страна достигла такого уровня развития (сам тому свидетель), что вполне может показаться раем на земле. И в эти райские кущи однажды, в 2016 году, попали сорок воспитанников Центра реабилитации, руководимого тогда Алексеем Петрушевским. Этот международный, в основном американский, вариант называется «Проект 143». Столько миллионов беспризорных в мире и брошенных родителями детей. Тогда все бумаги на всех уровнях двух стран были согласованы и вместе с наставниками по хостингу, гостевой визе попадают в семьи американцев и живут там пару месяцев. Игоря взяла к себе семья Баунер, и он провёл летнее время в кругу четверых картеровских детей. Какие у наших ребят остались впечатления, лучше не спрашивать. Многие американские семьи, где жили маленькие бишкекчане, пожелали их усыновить. На Рождество группа летала в США ещё раз, потом ещё два раза.
Игорь выучил английский язык, стал вникать в быт и нравы этой страны, помешанной на любви к детям. И к своим, и к чужим. Алексей Петрушевский объясняет это глубокой религиозностью заокеанских граждан и давними традициями. В общем семья Картер и Игорь стали неразлучными. До последнего времени держали связь, из Америки шли богатые посылки. Я слышал мнение, что через год сирота Игорь Якунин должен был попасть в семью Картер.
Надо сказать, что очень малочисленны для нашей страны воссоединения с зарубежными семьями. Казалось бы, что препятствовало отправить Игоря в США и в 2017-м, и в 2018 годах? Какие немыслимые бюрократические проволочки, какие препятствия сопровождали этот гражданский акт? Дошло до того, что однажды пред очами Игоря и воспитателей предстал мужик в сандалиях (это было зимой) и заявил, мол, я, сынок, твой отец. Когда настояли на проведении экспертизы: докажи, мужик, что ты не верблюд, того и след простыл. Да, это был отец, но другого мальчика, старшего брата Игоря Богдана. Который давно его бросил. Отца же Игоря никто не нашёл, как бы опекуны ни старались (у мальчиков общая мать-побирушка).
Поездка в Америку из-за бюрократических препон очень затянулась. Рассказывают, да тот же Петрушевский, который не раз приезжал в Военно-Антоновский детский дом с гостинцами, Игорь стал замкнутым, недоверчивым. Его одолевала депрессия. И давайте говорить прямо: организаторов усыновления интересуют только, как бы помягче выразиться, лишь подношения с той стороны. Это в усыновлении (хоть внешнем, хоть внутреннем) стало неимоверной заразой. Когда-нибудь назовём пароли, явки, имена и адреса. А пока: из сорока воспитанников Центра реабилитации (который недавно разогнали эти же нелюди во главе с бывшим мэром Суракматовым), побывавших по гостевой визе в США, лишь двое счастливчиков. И это не процент, а всего лишь исключение из правил.
Здесь вам не там
В Скотопригоньевске (имеется в виду закрытый на замок Военно-Антоновский детдом) жить так же невыносимо и угрюмо, как на голом острове. В этот ковидный год воспитанникам было особенно тяжело. По словам Петрушевского, никого из посетителей дальше ворот не пускали. Гостинцы вручали через решётку. И что там внутри происходило…
Из всей палитры сообщений на официальных сайтах министерств и ведомств, в соцсетях, в администрации Президента шум поднялся нешуточный. Президент взял этот вопиющий случай под свой личный контроль. Очень образно выразилась депутат ЖК Айсулу Мамашева: «Складывается впечатление, что, если ребёнок из детдома, он не человек. Министерство образования не следит за воспитанниками в детских домах. Если ребёнок погибает, на это закрывают глаза и пытаются факт скрыть. Почему на 15-минутную дорогу от детдома до больницы понадобился целый час? Ждали, пока ребёнок умрёт? 80 детей там живут под гнётом директора. Я требую, чтобы его уволили немедленно, а не просто отстранили на время следствия. Что происходит в нашей стране? Почему экспертиза говорит, что не было насильственной смерти? МВД нужно разобраться с сотрудниками, выезжавшими на место. И потом, надо проверить все детдома». И резюме депутата: «Если мы не можем защитить детей, что мы вообще можем?»
Происходит какая-то новая, не изученная доселе вещь. Дети-сироты сами проводят расследование случившегося с Игорем и выкладывают в Сеть. Вот на видео тот самый пацан, который Игоря убил. Вот подробно расписано, как всё происходило. Где эти менты, всё изучают экспертизу? По-прежнему заявляют, что не было следов насилия. Так мы напомним: 1 июня в 21.00 в спальной комнате, когда отсутствовал воспитатель, 15-летний воспитанник построил пятерых мальчиков и стал обвинять их в потере своих штанов, а также в том, что они выходят за территорию детдома. Мол, совсем оборзели. После чего стал их избивать. При этом поставил на шухер в коридор одного из подростков. Потом подозвал Игоря и сказал, что сейчас он с ним проведёт воспитательные меры, потом уже он пойдёт сторожить в коридор. Нанёс пять ударов в грудь, пятый был особенно сильным. Игорь прошёл до двери 2-3 шага и упал. Мальчики подбежали, подняли его и положили на кровать. У Игоря начались судороги, он стал задыхаться, хрипеть. Тогда его понесли к воспитателю. Та стала вызывать скорую, но якобы не дозвонилась (это можно проверить по входящим звонкам -ред.). Тогда позвонила директору Аскару Масылову и сказала, что Игорю стало плохо и он синеет. Масылов приехал через час и на своём авто отвёз ребёнка в больницу. Утром 2 июня медработник детдома сообщила детям, что Игорь умер в директорской машине.
И здесь, в череде всяких там выводов и резюме властных структур, я больше доверяю институту омбудсмена: «Опрос детей проводился в присутствии сотрудника районной прокуратуры. Потенциальные усыновители мальчика из США наняли здесь адвоката, по информации которого допущены многочисленные следственные нарушения.
Направлена жалоба в прокуратуру района о бездействии ОВД. В Минобразования и науки направлено письмо с требованием о временном отстранении директора, учитывая его вмешательство в показания воспитанников, а также укрывательство факта смерти ребёнка».
«Никто, кроме вас»
21 июня старший брат Игоря Якунина Богдан выложил в Сеть видеообращение к Президенту Садыру Жапарову. И рассказал обо всём, что происходило в тот трагический вечер. При этом озвучил просто ошеломительную информацию: «Когда Игоря относили к директорской машине и хотели положить на заднее сиденье, то услышали окрик: «Эй, какое заднее сиденье, он же описался. Кладите его в багажник».
В конце своего видеообращения к Президенту Богдан сказал: «Мне больше не к кому обратиться. Вы последний, на кого я могу надеяться». И добавил: «Я разрешаю опубликовать моё обращение всем журналистам на всех каналах».
И когда вроде бы все комиссии и совещания отчитались, кого надо отстранили, кому-то влепили строгий выговор, вдруг появляется странное обращение Минобразования и науки, где работает ответственная за детдома и интернаты Салтанат Мамбетова. Поразительное по своей противоположности от всех и всякого мнения. «Только правоохранительные органы имеют право и компетенцию проводить соответствующее расследование… Отдельными лицами предоставляется информация об убийстве… Обстановка вокруг данного вопроса, противоречивая информация в СМИ и соцсетях обостряют ситуацию среди педагогов. Это привело к тому, что измученные беспочвенными, ничем не доказанными обстоятельствами дети взяты под охрану. Мы призываем все стороны сохранять исключительно правовой режим и дождаться выводов официального следствия». Кстати, 4-5 июня в детдомах и интернатах проходила авторитетная проверка. Но ни Мамбетова, ни Масылов ни слова не сказали о случившемся убийстве.
На самом же деле необходима эксгумация. В детском доме надо выставлять не охрану, а приглашать психологов. Всех виновных снять и завести на них уголовные дела. Эта трагедия высветила очень важную проблему в республике. Дети-сироты, сколько их? 200, 300, 1 000? Никто, по словам Петрушевского, не считал. Сколько беспризорников по подвалам и притонам, сколько попрошаек и воришек? Нынешний состав Минобразования следует разогнать. Учреждения опеки признать коррупционерами. Или Мамбетова будет искать защиты в США? Там бы её с таким воззрением в посудомойки не взяли.
В Америке нет детдомов, там все дети — цветы, а не сорняки. Может, хватит издевательств над детьми и бизнеса на них. Мы люди или же нелюди: «Он описался, кладите его в багажник?» Это просто запредельная, заключительная мерзость.
Геннадий КУЗЬМИН.






Добавить комментарий